Илья Ильичев
IT-manager компании Linxdatacenter
Профессия системного администратора всегда сопровождается стереотипным восприятием. Сисадмин – это некий универсальный айтишник в любой компании, который чинит компьютеры, поднимает Интернет, занимается оргтехникой, настраивает программы и т. д. Дошло до того, что появился День Сисадмина – последняя пятница июля, то есть – сегодня.
Более того, у праздника сегодня юбилей – первый День Сисадмина был отпразднован в 2000 году в Чикаго американским «универсальным айтишником» по имени Тед Кекатос. Это был пикник на природе с участием сотрудников небольшой софтверной компании.
В Россию праздник пришел в 2006 году, когда под Калугой состоялся Всероссийский слёт системных администраторов, к котором далее добавился аналогичный ивент в Новосибирске.
Профессия живет и развивается, и сегодня отличный повод взглянуть на ее эволюцию, текущее состояние и перспективы, открываемые работой сисадмином в мире «больших ИТ».
Сисадмин: вчера и сегодня
Сегодня существует множество вариаций практического наполнения работы системным администратором.
В небольшой компании до 100 сотрудников один и тот же человек может выполнять обязанности сисадмина, менеджера, он же будет управлять лицензиями на ПО и отвечать за обслуживание оргтехники, настраивать Wi-Fi, отвечать на запросы пользователей, отвечать за серверы. Если вдруг в компании есть 1С, то соответственно, этот человек еще каким-то образом будет разбираться и в этом направлении. Такова работа сисадмина в относительно малом бизнесе.
Что касательно компаний покрупнее – сервис-провайдеров, cloud-провайдеров, разработчиков ПО и т. д., то здесь, безусловно, есть более углубленные сценарии эволюции профессии сисадмина.
К примеру, в таких компаниях наверняка будет позиция выделенного Unix-администратора, Windows admin, обязательно будет «безопасник», а также сетевые инженеры. Наверняка у них у всех есть руководитель ИТ-отдела или ИТ-менеджер, который отвечает за управление инфраструктурой и ИТ-проекты в департаменте. В крупных компаниях понадобится уже ИТ-директор, разбирающийся в стратегическом планировании, и тут не лишним будет дополнительно получить степень MBA к уже имеющемуся техническому бэкграунду. Нет единственно правильного решения, все зависит от компании.
Большинство молодых коллег, кто еще только начинает карьеру сисадмина, начинают с первой и второй линий техподдержки – отвечают на дурацкие вопросы пользователей, набираются опыта и приобретают навыки стрессоустойчивости. Их обучают более опытные системные администраторы, разрабатывают им алгоритмы действий по распространенным сценариям траблшутинга, настройки и т. д. Человек потихоньку обучается, и, если он успешен и ему все нравится, он постепенно дорастает до следующей ступени.
Здесь мы переходим к вопросу о том, можно ли рассматривать сисадминство, как некий портал в более серьезную ИТ-карьеру, или это какой-то замкнутый уровень, где можно развиваться лишь горизонтально?
The sky is the limit
Прежде всего отмечу, что для сисадмина в современном мире с учетом всех ключевых направлений развития ИТ существует принципиальная возможность развиваться и расти профессионально в любом избранном направлении.
Вначале ты специалист отдела ИТ-поддержки, потом – системный администратор, а далее встает выбор специализации. Можно пойти в программисты, в Unix-администраторы, в сетевые инженеры, а также стать системным ИТ-архитектором или специалистом по безопасности или даже менеджером проектов.
Безусловно, все не так просто – во-первых, надо набираться опыта, сдавать экзамены по различным учебным программам, получать сертификаты, регулярно доказывать, что ты способен показывать результат и применять полученные знания и опыт, постоянно обучаться. Если сисадмин выбирает путь развития в направлении системного архитектора, то здесь можно рассчитывать на зарплату не хуже, чем у ИТ-руководителей.
Кстати, из сисадмина можно пойти и в ИТ-менеджмент. Если тебе нравится управлять, сотрудничать, направлять – то тебе путь открыт в область управления проектами.
Как вариант – можно остаться системным администратором на очень хорошем профессиональном уровне, и развиваться в узкоспециализированной области, например в какой-нибудь облачном провайдере, сосредотачиваясь на задачах по облачной инфраструктуре и виртуализации.
К счастью для сисадминов, сегодня нет такой возможности, которая не была бы открыта для коллег – каждый выбирает сам, куда ему дальше расти и развиваться.
Образование переоценено?
Хорошая новость: можно говорить, что порог вхождения в ИТ через позицию сисадмина не требует специального, скажем, математического, образования.
Среди знакомых встречалось немало гуманитариев, которым удалось построить успешную карьеру, начав с ИТ-саппорта и далее по описанному маршруту. Сисадминство здесь становится отличными «ИТ-университетами».
Безусловно, техническое образование не будет лишним и, даже наоборот, будет очень полезно, но и в этом случае нужно будет проходить на какие-нибудь курсы по специальности и набираться опыта на реальных кейсах.
В целом, если человек захотел стать сисадмином, то сегодня это не такая закрытая профессия, как, скажем, пилот истребителя. Начать движение в сторону своей мечты можно буквально на диване дома с изучения литературы или курсов с экрана смартфона. Очень много информации по любому направлению доступно в виде бесплатных и платных курсов и статей.
Есть возможность подготовиться к своей первой ИТ-работе дома и совершенно спокойно потом устроиться в ИТ-поддержку.
Безусловно, те, кто обучался смежным специальностям в вузе, имеет стартовое преимущество, но, с другой стороны, человек с хорошим математическим образованием вряд ли планирует пойти в поддержку или в сисадмины, скорее всего он выберет другой путь – например Big Data. А это серьезно снижает конкуренцию непосредственно на начальном уровне вхождения в отрасль.
Навыки: топ-5 сисадминских «скиллов»-2020
Конечно, определенный набор навыков для успешной работы сисадмином в условиях 2020 года все же необходим. Вот он.
Прежде всего – это желание работать и расти в этой профессии, энтузиазм, работоспособность и готовность постоянно учиться. Это главное.
Если человек где-то услышал, что сисадмин – это круто, но, попробовав, понял, что ему профессия не нравится, то лучше не тратить время зря и сменить специальность. Профессия требует к себе отношения «всерьез и надолго». В ИТ постоянно что-то меняется. Здесь нельзя разово что-то выучить и сидеть на этих знаниях лет 10 и ничего не делать, не изучать что-то новое. «Учиться, учиться и еще раза учиться.» /В. И. Ленин/
Второй важный аспект скиллсета – это хорошая память и аналитические навыки. Постоянно нужно держать в голове массу знаний, добавлять к ней новые объемы и предметные области, уметь творчески их осмысливать и преобразовывать в сумму полезных профессиональных действий. И уметь выуживать и применять знания и опыт в нужный момент.
Третья часть – минимальный набор профессиональных знаний. Для выпускников профильных технических вузов будет достаточно: знания основы баз данных, принципов устройства ОС (не глубоко, не на уровне архитектора), представления о том, как софт взаимодействует с «железом», понимания принципов работы сетей, а также начальных навыков в программировании, базовых знаний TCP/IP, Unix, Windows систем. Умеешь переустанавливать Window и собрать свой компьютер самостоятельно – значит уже почти готов стать сисадмином.
Одна из примет времени сегодня – автоматизация, каждый сисадмин приходит к тому, что какие-то процессы проще прописать на уровне скриптов, сокращая таким образом свой нудный ручной труд.
Четвертый пункт — знание английского языка, это совершенно обязательный навык. Пополнять свой личный багаж знаний лучше из первоисточников, язык ИТ сегодня – это English.
Наконец, пятый аспект скиллсета сисадмина образца 2020 года – мультифункциональность. Сейчас все переплетено, к примеру, и Windows и Unix, как правило, перемешаны в одной инфраструктуре по разным блокам задач.
Unix используется сейчас практически везде, и в корпоративных ИТ-инфраструктурах, и в облаках, на Unix уже работает 1C и MS SQL, а также облачные сервера Microsoft и Amazon cloud.
В зависимости от специфики работы в конкретной компании от сисадмина может потребоваться умение быстро разобраться в самых неожиданных вещах, быстро встроить в процессы компании какое-нибудь готовое облачное приложение или его API.
Словом, нужно соответствовать стереотипу #тыжайтишник и уметь работать на результат по любым задачам.
DevOps почти не виден
Один самых очевидных сценариев и трендов развития карьеры сисадмина сегодня – DevOps; таков, по крайней мере, стереотип.
На самом деле, все не так просто: DevOps специалист в современном ИТ – это больше помощник программиста, который постоянно доводит до ума и «чинит» инфраструктуру, разбирается, почему код заработал на одной версии библиотеки, а на другой не заработал. DevOps также автоматизирует разные алгоритмы по развертыванию и тестированию продукта на своих или облачных серверах, помогает выбрать и сконфигурировать архитектуру ИТ-компонентов. И безусловно он может что-то «напрограммировать» и прочитать чужой код, но это не его основная функция.
DevOps – это, по сути, немножко более специализированный системный администратор. Так его назвали, но профессию и задачи по сути это не изменило. Опять же сейчас эта профессия в тренде, но кто не успел туда зайти, имеют шанс сделать это на протяжении около 5 следующих лет.
Сегодня восходящий тренд в области построения ИТ-карьеры от уровня сисадмина – робототехника и автоматизация (RPA), ИИ и Big Data, DevOps, Cloud admin.
Профессия сисадмина всегда находится на стыке разных предметных областей, это некий конструктор компетенций и навыков для самостоятельной сборки. Не лишним будет получить скилл – стрессоустойчивости и минимальные знания психологии. Не стоит забывать, что вы работаете не только с ИТ, но и с людьми, которые бывают очень и очень разными. Вам также придется не раз объяснять, почему ваше ИТ-решение лучше, чем другие, и почему стоит использовать именно его.
Добавлю, что профессия будет оставаться востребованной неограниченно долго. Потому что все обещания крупных ИТ-вендоров, анонсирующих выпуск «полностью самодостаточных платформ и систем, которые не будут ломаться, будут сами себя обслуживать и чинить», пока что не подтверждаются практикой. Об этом то и дело говорят Oracle, Microsoft и другие крупные компании. Но ничего такого не происходит, потому что информационные системы остаются предельно разнообразными и неоднородными с точки зрения платформ, языков, протоколов и т.д. Никакой искусственный интеллект пока не в состоянии настроить гладкую работу комплексных ИТ-архитектур безошибочно и без вмешательства человека.
А это значит, что сисадмины будут нужны еще очень долго и с очень высокими требованиями к их профессионализму.
Закажите консультацию специалиста