В России существует культ высшего образования, но отечественному IT стоит от него отойти. В дефиците специалисты с конкретным набором знаний, и закрыть эту брешь может качественное среднее профессиональное IT-образование, убежден руководитель департамента интеграции Linx Дмитрий Щегольков
Момент инерции
Так повелось, что все успешные люди должны окончить вуз, желательно престижный. Диплом о высшем образовании — обязательный атрибут успеха. Ничего плохого в этом нет, но при этом нужно четко отделять те области и задачи, где это действительно необходимо и где наличие этого требования только вредит.
Почему? Любое высшее образование нацелено на научные задачи, где принципиально важно изобретение или открытие чего-то нового. Вузовские программы обучения предоставляют набор фундаментальных знаний и готовят студентов к верхнеуровневым аспектам их предметной области.
Между тем у IT часто совершенно иной запрос. Нужно уметь разбираться в конкретной сети, устранять баги в IT-системе компании или настраивать приложение, а не тратить месяцы на R&D или код для стартапа.
Вечный разрыв
Довольно давно фиксируется разрыв, когда молодежь из института приходит на работу и слышит: «Забудьте, чему вас учили, сейчас мы расскажем, что на самом деле надо знать и уметь, чтобы работать у нас». Конечно, это далеко не так, и фундаментальные знания пригодятся. Но не всем, не всегда и не во всем. В IT довольно широкий спектр специальностей. Где-то необходима теория и абстрактное мышление, а где-то багаж чисто практических знаний.
Пример — работа администратора, которая опирается на глубокие практические знания и опыт, не требуя способностей к научному исследованию и изобретательству. То же самое касается ряда задач в программной разработке, развитии цифровых продуктов и сервисов.
Мой опыт работы в отрасли предоставления облачных услуг показывает, что качественное среднее профессиональное образование может быть весьма эффективным шагом в решении кадровой проблемы в целом. Оно позволяет не только освоить базовые навыки, но и пройти непосредственное обучение на рабочем месте, что зачастую критически важно.
Освоение необходимых навыков «у станка» значительно ускоряет адаптацию учащихся к реальным рабочим задачам. Так, от администратора, который должен настраивать коммутаторы и маршрутизаторы, ориентироваться в двух-трех программных продуктах требуется довольно ограниченный объем теории, но важен опыт ее применения на практике. Если мы от IT-инженера не требуем разработать новые протоколы взаимодействия между системами или «упаковать» в оптоволокно гигантские объемы данных (что является научной задачей), то ему вполне достаточно среднего профессионального образования.
Чем плохи IT-курсы
Здесь возникает соблазн прохождения курсов дополнительного или экспресс-образования: «Набрали желающих, быстренько обучили нужным навыкам — готово, принимайте на работу!» Однако широко распространенные сегодня IT-курсы часто не решают задачу, поскольку не дают необходимую базу. На курсах царит формальный подход: дали материал, сделали примитивную домашку — тема пройдена, идем дальше.
Студент разберется глубже только в том случае, если мотивирован сам, если у него есть время и ресурсы. Однако специалист должен понимать, что происходит, когда он нажимает определенные кнопки в консоли и запускает базы данных.
Подобная база для понимания сути работы на конкретном участке IT-ландшафта (плюс обязательная практика) и должна системно даваться в средних образовательных IT-учреждениях — наших IT-ПТУ или техникумах. В этом их главное отличие от преимущественно пустых и поверхностных курсов.
Собственный инкубатор
Наконец, существует еще одно решение — создание кадрового резерва внутри компании. На одном из проектов мы организовали подразделение, которое можно сравнить с кадровым «инкубатором», где новички проходили обучение в течение полутора лет. Программа включала регулярные аттестации каждые шесть месяцев, что позволяло оценивать и корректировать уровень их подготовки. Параллельно новобранцы получали рутинные задачи от соседних подразделений, что позволяло им на практике набираться необходимого опыта и умений.
Этот подход доказал свою эффективность: множество внутренних вакансий в последующем успешно закрывались кандидатами из этого «инкубатора». Мы получали специалистов, которые не только хорошо знали внутренние процессы и специфику работы организации, но и обладали знанием необходимой терминологии и практическим опытом.
Крупным компаниям стоит создать подобные структуры, не ограничиваясь поиском уже готовых специалистов на рынке. Это позволит не только экономить на затратах, связанных с высокими зарплатами привлеченных специалистов, но и формировать кадры, которые будут мотивированы расти и развиваться внутри компании. Оптимальное соотношение в подразделении — один-два опытных инженера растят шесть-восемь молодых специалистов.
Однако важно правильно позиционировать такой «инкубатор». При найме начинающих специалистов необходимо четко ставить условия: вклад компании в их развитие должен сочетаться с их личной заинтересованностью и желанием после обучения присоединиться к основной команде.
Если молодой специалист не проявляет инициативы или не достигает необходимого уровня, компания должна быть готова принять решение о расставании. Подразделение не должно превращаться в «болото», где собираются немотивированные и неразвивающиеся кадры, что в итоге может привести к его деградации.
Итого
Эффективным решением ряда кадровых проблем в IT может стать возрождение уровня среднего профессионального образования, которое подготовит специалистов, способных практически мгновенно интегрироваться в рабочие процессы компаний. Что также принесет пользу и высшему образованию: сегментация и синхронизация навыков и требований к соискателям позволит каждой образовательной ступени больше сосредоточиться на своей специфике. Это даст государству и рынку более профессиональных специалистов в обеих областях — научной и производственной.
Подготовка специалистов должна быть тесно связана с практикой, ориентированной на реальные задачи и условия. Создание кадровых «инкубаторов» силами IT-компаний дает положительные результаты, и этот опыт должен учитываться в процессе формирования программ для IТ-техникумов и IT-ПТУ.
Сотрудничество бизнеса, Минцифры и Министерства образования могло бы значительно способствовать развитию таких образовательных программ, обеспечивая их соответствие актуальным требованиям и тенденциям отрасли.
Закажите консультацию специалиста